Исправим приходскую жизнь!..



В Москве состоялось ежегодное Епархиальное собрание. Для тех, кто не знает, расскажу, что в каждой епархии в конце года проводится собрание, на котором присутствуют все священнослужители и церковные деятели епархии. Главный докладчик – правящий архиерей.
На этом собрании подводятся итоги церковной жизни минувшего года. В каждой епархии – свои проблемы и вопросы, свои успехи и недостатки…
Ежегодное епархиальное собрание проходит и в Москве. Правящим епископом Москвы является Святейший Патриарх, поэтому он и делает на этом собрании главный доклад.
Особенность московского епархиального собрания в том, что Москва является своего рода «законодателем» церковной жизни. И речь Патриарха, например, о недостатках в церковной жизни – это не речь частного, отдельного епархиального владыки, а своего рода Программа для всех епархий и приходов Русской Православной Церкви.

В этом отношении рекомендации и указания Святейшего Патриарха Кирилла – это то, что должно неукоснительно приниматься и осуществляться на приходах.
Вот почему каждый декабрь я с нетерпением жду выступления Патриарха. В словах Святейшего мы получаем мощное и грозное оружие против тех, кто не стремится к распространению Слова и Дела Божия, против равнодушных, ленивых, глупых, хитрых и проч.

Почитаем некоторые моменты из выступления Патриарха и прокомментируем:

…Мы переходим к тому разделу моего доклада, который следует рассматривать как наиважнейший. Он посвящен пастырскому служению и организации приходской жизни. Эта часть будет в значительной степени состоять из тем, вопросов и предложений, почерпнутых мною из докладов Преосвященных викариев и благочинных.
Не единожды на собраниях московского духовенства говорилось о том, что храмы Божии должны быть открыты для людей на протяжении всего дня и что в этих храмах надлежит присутствовать дежурным священникам. Однако до сих пор в некоторых случаях это установление игнорируется настоятелями, которые, по-видимому, таким образом, настаивают в этом вопросе на собственном отдельном мнении, расходящемся с предписанием Священноначалия…

Очень важное указание! Москва печально славится тем, что днем многие храмы закрываются на уборку, просушку и проч. Человек не может зайти в храм и помолиться, поставить свечу, припасть к иконе.
Если, дорогие мои читатели, в вашем храме, где бы вы ни жили, существует подобное безобразие – обратитесь за разъяснениями к настоятелю. Аргументы, что в храме нет сторожа, или что-то другое – в расчет не принимаются. Всегда можно попросить местную казачью общину (они есть во всех городах) выделить пару крепких ребят, чтобы они несли дежурство в храме. Всегда можно взять сторожа, попросить дежурить инициативных прихожан… Я глубоко убежден, что храм должен быть открыт каждый день с утра до вечера!
Если ваши просьбы как-то наладить это остаются без ответа – обращайтесь в епархию, к владыке. И порядок будет восстановлен.

Вот еще одно из замечаний в отношении богослужебной практики, поступившее из Успенского благочиния. «Некоторые священнослужители, основываясь на собственной строгости к Святому Причащению, маленьких детей, если они не были на Литургии от начала и до конца, не причащают». Это недопустимо. К детям, отрокам, матерям с малолетними детьми, старикам надо относиться с пастырским снисхождением!

И это очень важно. Порой в храмах мы встречаемся с таким отношением, будто священник приватизировал Церковь Божию. Я встречался с произволом, который несовместим со здравым смыслом. Так, например, в Петербурге в одном храме не причащают ночью на Пасху. В другом – детей (даже младенцев) предписывают приносить к самому началу службы, иначе не допускают к Причащению. Иной священник не допускает причащаться беременную женщину, потому что она не может поститься перед Причастием… И это в Петербурге! Представляю, что в других, в небольших, городах, в селах и районах… Там искажения в церковной жизни могут быть еще более вопиющими.
Дорогие! Вы должны понять, что это не норма, это искажение! И если батюшка не прислушивается к вашим словам, надо обратиться к епархиальному владыке. Поймите, что мы все вместе должны бороться за то, чтобы в наших храмах царили любовь и милосердие, а не равнодушие, хамство и произвол. Слава Богу, это единичные случаи, но мы не должны молча терпеть и смиряться, мы должны стараться изменить ситуацию.

Святейший Патриарх говорит далее: Еще один комментарий, который нахожу справедливым: «Форменная одежда прислуживающих в храме свещниц, уборщиц, ответственных за порядок, принимающих записки и работающих в церковной лавке должна быть единообразной и опрятной. Часто люди высказывают замечания в адрес работниц храма, тогда как они на самом деле таковыми не являются, а отсутствие единой униформы делает невозможным отличить прислуживающих по благословению от самочинных «активисток».
Также следует обратить серьезное внимание на повышение духовно-церковной грамотности труждающихся в храмах, особенно за свечным ящиком и в церковных лавках, организовать для них курсы обучения, священнослужителям проводить беседы с ними».

Хамство низшего церковного персонала – притча во языцех. В нашем храме какое-то время работала одна хамоватая уборщица. Как мы, священники, могли узнать об этом, если нам она всегда улыбалась? Но с людьми, особенно молодыми девушками, она вела себя некорректно. В результате несколько человек обиделись и ушли из храма. И вот однажды ко мне подходит одна прихожанка и говорит: «А почему, отец К., вы, священники, не предпримете никаких мер к Н.?» «А что такое?» – спрашиваю недоуменно… «А то, что из-за нее люди уходят из храма…»
Я был поражен… «Что же вы раньше не сказали???»«Я думала, вы знаете…»«Откуда я могу знать, я что, имею дар прозорливости?»
Конечно, безобразие было прекращено. Но вот этот случай показывает нашу с вами пассивность и странную и ничем не оправданную бездеятельность. Видим непорядок – так давайте приложим хотя бы минимум труда, чтобы исправить ситуацию. Подойдите к священнику, к настоятелю. Дело будет исправлено. Помните, дорогие прихожане, что забота о Церкви и о деле Божьем – это обязанность не только священника, но и всякого верующего.

Поддерживаю и следующее суждение: «Не отвергать желающих причаститься Святых Таин на Пасху. Предупредить о необходимости говеть раньше, Великим постом, а в ночь Святой Пасхи, получив общее разрешение, вкусить Тела и Крови Христовых».

Эти слова Святейшего Патриарха – внятный ответ всем тем, кто не допускает к Причащению людей в ночь Святой Пасхи.

Благочинный Троицкого церковного округа поднимает такие вопросы, которые имеют отношение не только к его благочинию, но и касаются всех остальных: «Еще одна из проблем — это отсутствие катехизации у крещаемых взрослых, а также родителей и крестных крещаемых младенцев. Очень часто это происходит от их собственного нежелания проходить катехизаторские беседы. В итоге они ищут для крещения другие храмы, где допускают к Таинству Крещения, минуя какую-либо катехизацию, и, к большому сожалению, находят такие приходы и таких священнослужителей, которые совершают Таинство, не требуя каких-либо усилий со стороны крещаемых. Люди, принявшие христианство таким образом, впоследствии очень быстро из него уходят навсегда.
На это также влияет безответственное, халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещенного, когда священник не оказывает должного внимания его первой исповеди. Это вырабатывает у нового члена Церкви легкомысленное отношение к вере».
Я уже высказывался на эту тему и продолжаю считать, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, пояснять и крестным родителям, какую ответственность они на себя берут, воспринимая младенцев из купели Крещения.

Это обращение, скорее, к нам, священникам. Надо, надо катехизировать перед Крещением. Я об этом настойчиво пишу и трублю уже давно:

Помимо богослужебной деятельности очень важна правильная организация жизни приходской общины. Хорошо на эту тему высказался и.о. благочинного Всехсвятского благочиния: «Храм, в который верующий человек регулярно ходит, люди, совместно с которыми он постоянно молится, батюшка, у которого он всегда исповедуется, — это важная (если не самая важная) часть его жизни. С семьи начинается род человека, а с церковного прихода, в сущности, начинается народ. Общность людей, которые вместе молятся в храме, — фундамент, делающий народ народом, это главное условие нашего единения и согласия.
В приходе есть три категории людей: люди, которые там работают, это костяк храма; люди, которые посещают храм регулярно, но работают «в миру», стараясь в меру сил помогать храму; и люди, которые заходят в храм впервые или изредка.
Важно, чтобы каждый прихожанин мог принять посильное участие в жизни храма, в том числе своим трудом. Важно, чтобы он всегда находил в храме помощь и поддержку. Важно, чтобы он чувствовал себя членом малой общины и, значит, всей Церкви Божией.
Важно, чтобы приход прирастал за счет однажды пришедших и оставшихся в храме людей. «Старые» прихожане должны относиться к новым с терпением и любовью, прощать им по братолюбию незнание церковных устоев.
Важно, чтобы в храме человек ощущал то, что он не всегда может ощутить за пределами храма, — что он среди близких по духу людей, среди своих, что его здесь не обидят, не унизят, не оттолкнут».
Надо активнее вовлекать в приходскую жизнь православные семьи. Предлагайте им соучаствовать в делах прихода: сделать сайт, оформить стенд, провести мастер-класс, починить что-то. Помните, что ваша просьба об участии в жизни храма тоже является формой проявления внимания к человеку.

Друзья! И не только священник должен предлагать, а и вы подойдите и предложите, чем можете послужить приходской жизни. На днях прихожанка, работающая в «шоколадной» компании, спрашивает: «Батюшка, вам не нужен к Рождеству шоколад?» Как не нужен! У нас воскресная школа, приют, есть малоимущие прихожане… Как не нужен в дни Нового года и Рождества шоколад.
Сейчас в храме меня ожидает уже принесенная коробка шоколада…

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Петр. 4, 10)!
Сами, сами, дорогие, предлагайте, чем можете послужить, чем можете помочь приходскому служению или деятельности священника.
Из последних служений, которое некоторые наши прихожане предложили:
Юрист – бесплатную юридическую консультацию для прихожан.
Медсестра – процедуры для пожилых и малоимущих прихожан.
Девушка, работающая в сфере контроля за финансами, – расшифровку (перевод в текст) моих аудиопроповедей и лекций.
Врач-онколог – бесплатные консультации по его сфере деятельности.
Преподаватель английского языка – бесплатные занятия языком с одним-двумя малоимущими прихожанами.
Преподаватель музыки – то же самое.
Люди, которые хорошо зарабатывают, могут помочь деньгами.

Что касается так называемых захожан, то их также можно пытаться вовлекать в приходскую жизнь просьбой как-то помочь общине храма. Важно быть к ним чуткими, внимательными, снисходительными. Недавно архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн сказал, что доброжелательность к людям — это миссионерская ответственность любого христианина. Об этом надо чаще напоминать нашим прихожанам и работающим за свечным ящиком. Проявления этой доброжелательности могут быть самыми разными.

…Основным миссионерским полем прихода должен стать храм, через который проходит большое количество невоцерковленных, а нередко и неверующих людей. Считаю, чтобы постепенно наравне с педагогом, социальным работником, молодежным лидером, в приходах должны появиться добровольные или даже профессиональные миссионеры. В их обязанности входило бы дежурство в храмах, как во время богослужений, так и вне. Эти труженики могли бы отвечать на вопросы посетителей, проводить во внебогослужебное время экскурсии по храму, устанавливать с ними знакомство, содействовать последующему воцерковлению зашедших в храм людей.

Как бы я желал такой деятельности… Но, коль скоро я не настоятель, я такие вопросы не решаю. Я за себя могу ответить, что, когда я дежурю в храме, я встречу человека с любовью и отвечу на его вопросы. Но очень и очень важным считаю призвать активных и умных прихожан к дежурству в храме. Для того, чтобы они могли встретить приходящего в храм и наставить хотя бы в основах веры и благочестия.

…Приступая к работе в Интернете, следует помнить, что и в виртуальном пространстве никто не отменял принципов христианского братолюбия, смирения и уважения к собеседнику, что упускается из виду, особенно в запале непримиримых мировоззренческих дискуссий в сети.

Да! И это очень важно. Если Интернет сейчас стал площадкой для общения христиан, то нам, Божиим людям, нельзя опускаться до хамской, развязной манеры общения. Меня просто передергивает Интернет-фамильярность. Дорогие, давайте начнем с себя. Для нас написал Апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 29-32).

священник Константин Пархоменко

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=69

Комментарии закрыты.