ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЦЕРКОВНОЙ СВЕЧЕ

Церковная Свеча это прежде всего символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска – вещества самого чистого и благоуханного, получаемого от цветов, – она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу. Впоследствии состав церковной свечи изменился, но в Русской Православной Церкви чистый воск входит в них неотъемлемой частью.

Каждая церковная служба совершается при возжженных свечах и светильниках, и мы видим многообразие духовно-символического значения возжигания их – в ознаменование того, что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озаряет наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в Лице Иисуса Христа (2Кор. 4:6), просвещающего мир светом духовным (Ин. 1, 9; 8, 12).

Горящие в храме свечи являются также выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу и вместе с тем радости и духовного торжества Церкви, напоминая своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.

В Ветхом Завете, когда был устроен первый Божий храм на земле – скиния свидения, службы совершались там со светильниками, как повелел Сам Господь (Исх. 40:4,25). По образу Церкви Ветхозаветной возжжение свечей и лампад с елеем стало непременной принадлежностью богослужений Новозаветной Церкви.

В Деяниях апостолов говорится о возжжении светильников за богослужебными собраниями в апостольское время. Так, в Троаде, где собирались ученики Господа в первый день недели – воскресенье для преломления хлеба, то есть для совершения Литургии, в горнице было много светильников (Деян. 20:8). Упоминание о большом количестве светильников говорит об их применении не просто для освещения, но в духовном значении.

На основе древнехристианского обряда внесения светильника на вечернем богослужении исторически сложилось современное последование богослужения вечерни с вечерним входом и пением древнего церковного гимна “Свете тихий”, в котором нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света.

Последование утрени также связано с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. “Никогда не совершается у нас богослужение без свечей, – говорит Тертуллиан (II в.), – но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, Литургия совершается у нас и при свете дневном, но для того, чтобы изобразить через это (горящие свечи) Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме”.

“Во всех Восточных Церквах, – пишет блаженный Иероним (IV в.), – когда следует читать Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости… чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о котором говорится в Псалтири: “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей” (Пс. 118:105)”.

“Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники”, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII в.). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечи Блаженный Симеон Солунский (XV в.) пишет, что “возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их, сиявших в мире…

” Православные люди, посещая храм Божий и вступая во внутреннее молитвенное единение с Господом, Его Пречистой Матерью и святыми, возжигают пред их иконами свечи. Горящая пред иконой свеча. – это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.

Комментарии закрыты.